Юридический факультет Волгодонского Института Экономики, Управления и Права (филиала) РГУ

Наш факультет

:: наши лица
:: наши новости
:: наш фотоальбом
:: наш квн


Для студента
:: рефераты
:: конспекты
:: шпаргалки
:: статьи
:: билеты
:: абитуриентам
:: конференции


Обратная связь

:: н@писать письмо
:: гостевая



Юридический факультет ВИ ЭУиП (филиал РГУ)

Волгодонской Институт Экономики, Управления и Права (филиал РГУ)

Сайт Ходак Андрея Викторовича

.:. статьи .:. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе

главная / статьи / Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе

Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе

©1993г. В.А. Туманов

Вводные замечания. Не проходит дня, чтобы средства массовой информации не посетовали на правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье, процветающие в обществе. Не преувеличены ли эти сетования? Думается, что нет. Юридический нигилизм действительно принял широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей. Это — опасное социальное явление, могущее стать серьезным препятствием на пути реформ.

Говорят, что юридическому нигилизму немало способствовали перестройка с сопровождавшими ее "войной законов", национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостояние исполнительной и представительной властей и т.п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметен и опасен, чем при праве невостребованном. И здесь мы, как и во многих других отношениях, расплачиваемся за прошлое. Это прежде всего ближайшее прошлое - 70 лет режима, который, мягко говоря, не жаловал право, нанес по нему немало ударов. Именно при этом режиме, не оставлявшем шансов для правовой культуры, сформировалось то поколение людей, которое сегодня призвано формировать правовую государственность.

Однако дефицит права и правосознания в стране имеет и более отдаленные корни, которые уходят в историю Российского государства.

Всю совокупность современных и исторических факторов, обусловливающих юридический нигилизм, в ее системном обобщении еще ждет своего исследователя. Задача данной статьи значительно скромнее. Речь пойдет лишь о течениях общественной мысли России конца XIX — начала XX вв., отразивших этот дефицит права и волей или неволей способствовавших ему.

Американский исследователь общественной мысли в России указанного периода А. Валицкий пришел к выводу о том, что праву в ней не повезло. В России право отвергалось "по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства".

Первая реакция на сказанное - несогласие. Как же так? Разве не отцы судебной реформы 1864 г. совершили одно из самых крупных юридических преобразований XIX в.? Разве в России в этот период не сложилась сильная юридическая наука на уровне самых высоких мировых стандартов? Разве юридические профессии не играли значимую роль в жизни российского общества? Все это так. Но, с другой стороны, пожалуй, ни в одной развитой стране мира не было столько идеологических течений, отмеченных печатью антиюридизма, а в лучшем случае - безразличия к праву. Попытаемся конкретизировать это утверждение.

Консерваторы и демократы. Отмечая принципиальное несходство исторических судеб России и Запада, представители консервативного крыла общественной мысли, так называемые славянофилы, считали, что России свойственно строить свою жизнь на началах нравственных, религиозных и (говоря современным языком) патерналистских. Запад же предпочитает "поклонение государству", "механическое юридическое устройство". В то время как в Европе активно формировались выдержавшие затем испытание временем публичное и частное право, представители славянофильской ориентации настаивали на том, что русский народ "есть народ негосударственный" (К.С. Аксаков), право и конституция ему не нужны. "Посмотрите на Запад. Народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституции и обеднели душою, готовы рухнуть каждую минуту" (И.С. Аксаков-младший). Поэт-сатирик того времени имел все основания изложить эти взгляды в такой стихотворной форме: "Широки натуры русские. Нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических начал".

Было бы большой ошибкой видеть в славянофильстве причуды группы консерваторов, пытавшихся заменить слово "галоши" на "мокроступы". Раздвоенность русской общественной мысли на западников и антизападников - ее константа. И в последующем вплоть до наших дней на идеологической арене постоянно присутствовали разнообразные варианты, предлагавшие стране особые, "самобытные" пути развития и при этом (что особенно важно для нас) право всегда оказывалось на задворках, в лучшем случае чем-то второстепенным.

Обратимся к левому крылу общественной мысли — к ярким представителям которого принадлежат А.И. Герцен и др. и "политико-правовые учения" которых в нашей литературе аттестуют как демократические и передовые. Таковыми они, очевидно, были, но вот были ли они правовыми?

Понятие "политико-правовое учение" неточно тем, что возводит в ранг правовых и такие учения, в которых право или отсутствует, или предстает в качестве придатка, подчас достаточно жалкого, к взглядам на государство, политику, власть. Рассматривать юридическую мысль как придаток политической — примерно то же самое, что видеть в праве лишь инструмент государства и политики.

Отдавая должное борьбе А.И. Герцена с самодержавно-крепостническими устоями, его критике российской государственности, административного произвола и т.п., нельзя не видеть, что осуждение существующего порядка отнюдь не сопровождалось у него должной оценкой созидательной роли и потенциала права. А.И. Герцену принадлежит известное высказывание: "Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство". Тем не менее взгляды Герцена отнюдь не отмечены юридико-мировоззренческими установками о роли права и закона. Скорее наоборот.

Мы далеки от того, чтобы обвинять революционных демократов в юридическом нигилизме. Вместе с тем развитию правосознания общества в плане повышения престижа права их "политико-правовые учения" не очень-то способствовали, особенно с учетом революционных призывов "к топору". Напрасно это обстоятельство замалчивается в нашей литературе.

Хотя в программных документах народнических организаций (как и позднее в программных документах социал-революционеров и социал-демократов) содержался ряд демократических требований, тем не менее можно утверждать, что в целом идеология и практика народничества (так же как идеология и практика социал-революционеров и социал-демократов) невысоко оценивали право. Все, что было связано с правом, интересовало их преимущественно в той мере, в какой это способствовало или, наоборот, мешало революционным установкам.

Один из читателей трудов видного теоретика народничества, представителя его умеренного крыла П.Л. Лаврова обратился к нему с таким поистине провидческим вопросом: "Вы, вероятно, согласитесь, что поднять народ для резни, внушить измученному, умирающему с полуголода крестьянину и рабочему необходимость кровавой расплаты еще не значит сделать из него гражданина будущего свободного, идеального общества". В ответ П.Л. Лавров предостерег вопрошавшего от приверженности к конституционности, призывая его "бороться с конституционалистами, чтобы те, которые только сочувствуют нам, а не прониклись еще социалистическим сознанием, не могли пристать к фальшивому, ненадежному знамени конституциализма". В работе о государстве П.Л. Лавров развивал мысль о том, что "юридическая функция" государства ничего хорошего обществу не принесла. А еще раньше в "Исторических письмах", выдвинув странную альтернативу, утверждал, что "замена честности законностью есть явление антипрогрессивное". Это достаточно близко к известной формуле "жить надо не по закону, а по совести".

Разумеется, антиправовой была позиция экстремистского крыла народничества, а тем более анархистских и близких к ним течений. Если согласиться с И.А. Бердяевым в характеристике русского сознания как сознания крайностей, одной из которых является дух анархизма, то не следует недооценивать влияние этих течений. В отношении права, как и государства, они бескомпромиссны. В "Программе международного социалистического альянса" М.А. Бакунин требовал немедленной отмены "всего того, что на юридическом языке называлось правом, и применения этого права". Он же утверждал, что для торжества свободы надо отбросить "политическое законодательство". В отрицании конституции теоретик анархизма как бы солидаризировался со славянофилами и их последователями. И совсем по-аксаковски звучит бакунинское изречение в его книге "Государственность и анархия": "Немцы ищут жизни и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб".

Автор исследования о Бакунине (не в упрек ему будет сказано, книга вышла в канун перестройки) посчитал в бакунинской критике права положительным то, что она "способствовала изживанию в среде рабочих и революционной молодежи иллюзий, связанных с надеждой достичь социалистического благоденствия исключительно с помощью всеобщих выборов в парламент и принятия надлежащих законов".

"Способствование изживанию" и без того не столь великих правовых и конституционных иллюзий, чем усиленно занимались и правые и левые, ничего хорошего России не принесло.

Толстовство. В 1910 г. в Москве с небольшим интервалом хоронили двух известных всей России людей, и оба раза похороны вылились в массовую политическую демонстрацию. Один из них—лидер кадетской партии, председатель I Государственной думы проф. С.А. Муромцев, другой - великий русский писатель Л.Н. Толстой. Очевидно, эта близость во времени и породила сопоставление, сделанное другим деятелем партии кадетов Н. Гредескулом в статье, посвященной памяти Муромцева. Оно звучало так: "И как общественный деятель, и как ученый Муромцев видел в праве величайшую общественную ценность.., он любил право как священник любит свою службу или как художник любит свое искусство... В этом отношении он был полной противоположностью, например, Л.Н. Толстому, который ненавидел и презирал право".

Как ни резко звучат последние слова, они справедливы. Если систематизировать все высказывания писателя о праве, правосудии, юридических профессиях и науке, то получится неплохое обвинительное заключение. А на склоне лет Л.Н. Толстой в "Письме к студенту о праве" высказался предельно кратко, назвав право "гадким обманом". Закон и совесть для писателя — понятия альтернативные и даже полярные; жить нужно не по закону, а по совести.

Многие последователи справедливо отмечали, что антиюризм Толстого сложился на благородной почве осуждения российских порядков, особенно беззащитности простого человека перед лицом закона и юстиции. Однако писатель не щадил и более развитые в демократическом плане правовые системы. В 1904 г., отвечая американской газете, Л.Н. Толстой утверждал, что усилия западных стран, результатом которых стали конституции и декларации прав, были напрасными и ненужными; это был неправильный и ложный путь. Досталось и юридической науке, которую писатель квалифицировал (в том же "Письме к студенту") как еще более лживую, чем политическая экономия.

По мнению известного юриста и политического деятеля В.А. Маклакоиа, известного своими трудами по истории русской общественной мысли, "ни на какую другую деятельность, кроме разве военной. Толстой не нападал так настойчиво и постоянно, как на судебную". Впрочем, в этом он не был одинок. В русской литературе подобное отношение к суду (а во многом и к праву, и к закону) получило достаточно широкое распространение. Известный писатель М. Алданов так писал об этом: "В русской литературе есть немало симпатичных убийц, но нет ни одного симпатичного адвоката... Она не любила суд вообще и в его изображении обычно шла "по линии наименьшего сопротивления". В двух знаменитейших романах о нем в "Братьях Карамазовых" и в "Воскресенье" происходит судебная ошибка".

"Вехи". Несомненно, что представители русской религиозной философии Н.Н. Бердяев, С.Н. Булгаков и др., объединившиеся в авторский коллектив получившего широкую известность сборника "Вехи", обладали высокой правовой культурой. И тем не менее общая мировоззренческая позиция авторов "Вех" отмечена печатью антиюридизма.

В предисловии к сборнику эта позиция сформулирована так: "Признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства".

Поскольку право есть "внешняя форма общежития", "начало политического порядка", то сколько-нибудь существенного интереса для представителей религиозной философии оно не имеет и вольно или невольно изгнано из числа ценностей духовной жизни, призванных обеспечить успех общественного строительства. Оно не удостоено быть в одном ряду с христианскими идеалами, православной соборностью, нравственным началом и т.п.

Характерно, что даже Б.А. Кистяковский, единственный защитник права в сборнике, делал существенные уступки своим философским коллегам. Право, писал он, "не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня". Право для Кистяковского — лишь внешняя свобода, обусловленная общественной средой и потому относительная. Она куда ниже рангом безотносительной внутренней духовной свободы. Но Кистяковский хотя бы признает, что эта внутренняя свобода зависима и от права, он понимает опасность "кризиса правосознания" и недооценки социальной роли права. Но в сборнике он одинок.

В.С. Соловьев, яркий мыслитель и если не основатель, то предтеча школы религиозных философов, в своем поиске универсального мировоззрения помнил о праве, но отводил ему не очень значимую роль "некоторого минимума нравственности". Этого барьера правопонимания представители школы преодолеть не могли. По мнению Н.А. Бердяева, право имеет значение в человеческом общении лишь как средство помешать проявлению низменных свойств и пороков людей и гарантировать тем самым "минимум человеческой свободы". Правовой строй, по его мнению, — это лишь "узаконенное недоверие человека к человеку" Право не обладает потенциалом для серьезных преобразований и совершенствования общества. "Можно признавать неизбежность и относительную иногда полезность конституционализма и парламентаризма, но верить, что этими путями можно создать совершенное общество, можно излечить от зла и страданий, уже невозможно... Вера в конституцию — жалкая вера... Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно".

Итак, праву отведено небольшое место в системе социальных ценностей, в ряду средств общественного прогресса. Видный русский юрист И.А. Покровский писал о позиции авторов "Вех", что за призывом к нравственному совершенству, в поисках абсолютного добра был оставлен без внимания тот практический путь, по которому приходится идти. "По этой же причине мы свысока и с презрением относимся к праву. Мы целиком в высших областях этики, в мире абсолютного, и нам нет никакого дела до того в высокой степени относительного и несовершенного порядка человеческого общения, которым является право".

На страницах не менее известной книги "Из глубины. Сборник статей о русской революции", где примерно тот же круг авторов, но и в "Вехах" попытался осмыслить "то ни с чем не сравнимое морально-политическое крушение, которое постигло наш народ и наше государство". На страницах того же сборника Н.А. Бердяев резко обрушился на "толстовский анархизм". Он писал: "Толстой оказался выразителем антигосударственных, анархических инстинктов русского народа. Он дал этим инстинктам морально-религиозную санкцию". Однако в том, что касается права, различия между Толстым и Бердяевым не столь существенны. Ведь и Бердяев ставил нравственные и христианские заповеди куда выше права.

Чтобы у читателя не сложились слишком мрачные представления, напомним еще раз о том, что в России в конце XIX — начале XX вв. существовало сильное либеральное течение, которое вело активную деятельность в защиту права, конституционализма, правовой государственности. Юридическая наука находилась на уровне самых высоких мировых стандартов, возросла роль юридических профессий. Но в стране с огромным, исторически образовавшимся дефицитом правосознания, низкой правовой культурой, активным антиюридизмом в духовной жизни этого оказалось мало.

Антиправовой морализм. После того "правового урока", который получила наша страна в ходе социалистического строительства, сегодня мало кто решится поставить под сомнение высокую социальную роль права и предсказать его "отмирание". Юридического нигилизма немало, но он осуждается. Идея правового государства достаточно прочно вошла в общественное сознание и определяет многие ориентации.

Это не означает, что на идеологическом уровне (не говоря уже об обыденном сознании) преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений — одномерное представление о праве лишь как средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права и закона и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный "антиюридическим морализмом". При этом подходе право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к "нравственным началам". В сущности речь идет о продолжении и развитии "веховской" линии.

В известной брошюре А.И. Солженицына "Как нам обустроить Россию" имеется такой категорически сформулированный вывод: "Нравственное начало должно стать выше, чем юридическое".

Прийти к такому заключению можно, очевидно, лишь отталкиваясь от не очень высоких представлений о праве. Так оно и есть: "Право — это минимум нравственных требований к человеку, ниже которых он уже опасен для общества". Нетрудно увидеть, что это восходящее к В.С. Соловьеву определение построено преимущественно по модели уголовного права. Применимо ли оно, однако, к институту основных прав человека и гражданина, общим принципам права, важнейшим конституционным нормам, к множеству институтов в разных отраслях права? Не ошибка ли видеть в праве на том его уровне и значении, какого оно достигло на пороге XXI в. лишь преграду отклоняющемуся поведению?

Политическая история XX в. учит, что основное в государственном устройстве — предотвратить возможность узурпации власти, поворота от демократии к реакции. Достигается это не совершенствованием нравственности (хотя никто не отрицает важной роли нравственных начал в политике), а с помощью механизма, который в сочетании всех своих элементов получил название "правовое государство". И если этот правовой механизм — минимум нравственности, то что же тогда считать ее максимумом? Отмирание государства в духе доктрины коммунизма?

А.И. Солженицын не раз подчеркивал значение честности, совестливости, добропорядочности в торговом обороте "по устному слову, а не по письменному договору", "при всеобщем отвращении к судебной волоките". И тем не менее можно ли утверждать, что в рыночной экономике нравственные начала выше юридических? Как в процессе ее исторического формирования (вспомним роль реципированного римского права), так и сегодня основа рыночной экономики — четкая, развернутая правовая регламентация, в рамках которой и возможно по преимуществу проявление моральной порядочности и добросовестности.

"Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами", — пишет Солженицын, и здесь он прав. Более того, хаотичная, бессистемная активность законодателя в при благих его намерениях может принести не меньше вреда, чем пользы. Вместе с тем напрашивается встречное утверждение: "Общество не может иметь чистую атмосферу, если оно не имеет достаточной правовой основы". И может ли современное общество, желающее функционировать на прочной демократической правовой основе, обойтись без развитых юридических профессий, что Солженицын не без презрительного оттенка именует "юрократией"?

И другому, также в чем-то верному высказыванию Солженицына может быть противопоставлено встречное утверждение. Он пишет: "Государственное устройство второстепенное самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве допустимы любые добропорядочные структуры. При людском озлоблении и шкурничестве невыносима и самая разливистая демократия. Если в самих людях нет справедливости и честности, это проявится при любом строе". Но разве мы не были свидетелями того (и это прекрасно описано самим Солженицыным), как государственный тоталитарный строй ломал нравственные качества народа, более того, создал новый тип людей — "советского человека". Понадобилось совсем немного времени (даже без полной смены поколения), чтобы государственное устройство диктатуры пролетариата коренным образом изменило "воздух человеческих отношений".

Один из критиков просвещенного консерватизма (так он именует взгляды Солженицына) пишет: "Не это ли пренебрежение правом в пользу высших нравственных соображений — типичная черта тоталитарных режимов и давнишняя, запущенная беда российской государственности". Насчет тоталитарных режимов автор не угадал, а что касается российской государственности- — и, добавим от себя, общественной мысли,— здесь с ним можно согласиться. Мы вовсе не хотим поколебать тот высокий пьедестал, на который вознесена в творчестве А.И. Солженицына нравственность. Менее всего мы склонны недооценивать огромную роль нравственного и духовного начал в жизни общества и спорить с Солженицыным, когда он требует жить не по лжи, когда говорит, что "кроме прав человек нуждается отстоять и душу". Более того, право — во всех его проявлениях — как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права — одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности. Однако социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили.


Фото месяца

Поиск
Найти:
на


"КУДЖОЯНизмы"

Copyright Это я....... 2004. 
All rights reserved.
Idea & Design by Ходак А.В.
По вопросам размещения Ваших материалов:  Webmasterу